Суббота, 04.05.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Заместитель директора по НМР

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа экспериментального проекта школы

Инновационный проект

«Создание творческой среды для выявления и развития

 латентных талантов в школе»

Актуальность проекта

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей становится одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Об актуальности создания творческой среды для выявления и развития латентных талантов в школе свидетельствует государственная политика в сфере образования, а именно: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;  подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы; Концепция одаренности, разработанная по заказу Правительства РФ от 2003 г.

 Тематика данного проекта будет проходить в унисон программе развития школы «Развитие социальной компетентности школьника как условие повышения качества образования».

Образовательная практика указывает на проблему раннего выявления латентного творчества, обеспечения грамотной психолого-педагогической  и информационно-методической поддержки его гармоничного развития в процессе обучения в школе.

Особо это касается ситуации в нашем образовательном учреждении, поскольку в окружении школы находятся лицеи и гимназии, в которые переходят наиболее успешные и творческие ученики. И встала острая потребность в создании необходимой обстановки для поддержки и развития потенциала творческих учеников в условиях общеобразовательной школы.

Особенность территориального расположения школы обуславливает весьма большой контингент учеников из стран ближнего зарубежья (18% от общего числа обучающихся). По адекватным причинам эти ученики весьма редко проявляют творческие способности в рамках традиционного образовательного процесса, но ярко проявляются во внеклассных мероприятиях разнообразной направленности. Таким образом, необходим поиск  условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию творческих детей при одновременном сохранении уровня универсального образования.  Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих потенциалов  детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

 Новизна проекта представляется нам в создании среды для выявления потенциальной одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости, национальной принадлежности и социальной активности. Данный проект по основным моментам соответствует образовательным стандартам второго поколения, поскольку в планах его реализации заложен личностно- деятельностный подход, создание модели образовательной среды школы при плотном взаимодействии с системой дополнительного образования и акцентом на аутентичную систему оценивания результатов разнообразной деятельности ребенка через технологию «Портфолио».

Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации скрытых творческих потенциалов личности.

Потенциальная одаренность -  это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Латентное творчество зачастую проявляется в атипичной, замаскированной форме, она редко замечается окружающими в обычном образовательном процессе. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии какой-либо проявления творчества такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки, хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного, творческого ребенка особенно важно. Его личность несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.  

 Все виды индивидуальных образовательных программ и разнообразных мероприятий в школе будут разработаны с учетом различных видов детской одаренности:

·  интеллектуальная или умственная одаренность;

· психомоторная одаренность (спорт, хореография и т. п.);

· практическая одаренность (шитье, вязание и др.);

·  художественная одаренность;

· социальная одаренность (организаторские способности).

Таким образом, мы сможем создать оптимальные средовые условия в школе, практически исключающие возможность «потери» скрытых задатков и способностей каждого отдельного ребенка.

Под образовательной средой, способствующей становлению и развитию латентного творчества, мы понимаем комплекс институциональных, нормативных, функциональных, коммуникативных, ценностно-ориентировочных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Технология реализации проекта:

1. Выявление потенциальной одаренности детей;

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:

– проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

– обучение на курсах повышения квалификации;

– подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

– научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

– выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

– периодического сбора сведений среди учителей-предметников, педагогов дополнительного образования,  и классных руководителей о наличии потенциально одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие латентного творчества, в единстве с такими видами деятельности, как:

– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

– лонгитюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;

– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2) наставниками, которые:

– выполняют функции научного руководителя или куратора по интересующему направлению деятельности, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой или деятельностью, избранной самим учеником;

– координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе потенциально одаренного учащегося;

– обеспечивают необходимое потенциально одаренному ребенку общение;

– осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.

 2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

1. Отбор среди различных систем обучения и воспитания тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

– соотнесение количества предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

– минимизация времени сообщения информации или показа конкретных способов выполнения учебных и практических заданий, но предоставление большей  возможности обсуждения вопросов (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников; тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с консультантом – специалистом в определенной области, поскольку он:

– обеспечивает высокий уровень консультирования по избранному учащимся направлению;

– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья скрытая одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:

– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможного дисбаланса в личностном развитии;

– предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;

– инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;

б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что одаренный в одной области учащийся одарен и креативен во всем.

 В контексте работы над Программой развития показателями выполнения данного проекта станет наличие у выпускников следующих качеств личности:

-наличие новой, значительной, общественно полезной достойной цели;

-высокая работоспособность при выполнении намеченных планов;

- способность к гибкой смене социальной роли;

- готовность к изменениям и способность воздействовать на процесс изменений в межличностных отношениях;

-  стремление и умение вызывать интерес к своей деятельности;

- склонность  к  соответствию своего профессионального и общественного статуса индивидуально-личностным качествам.

Перспективы развития системы работы с потенциально одаренными детьми

1.   Создание специальной службы сопровождения работы  с потенциально одаренными обучающимися.

2.  Развитие сотрудничества с центром научно-методического сопровождения федеральных, региональных проектов и программ ИПКРО, с кафедрой одаренности ВСГАО; привлечение в школу студентов, ведущих научно-исследовательскую работу в раках курсовых и дипломных работ по проблеме творчества и одаренности.

3. Поведение открытого постоянно действующего виртуального школьного форума «Творчество – это жизнь».

4.   Участие всех желающих школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях  разного уровня.

5.  Системных подход в формировании индивидуальных папок достижений обучающихся «Портфолио».

 Ожидаемые результаты деятельности школы по созданию организационных и психолого-педагогических условий для выявления и адресного сопровождения одаренных обучающихся школы

Реализация проекта позволит:

 1. Усовершенствовать существующую в школе систему работы с потенциально одаренными обучающимися.

2. Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с творческими обучающимися.

3. Сформировать банк технологии и программ для выявления и развития одаренных детей.

4.     Внедрить в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.

5.   Создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов.

6.   Удовлетворить спрос родителей  и обучающихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.

7.      Увеличить перечень разнообразных достижений учащихся школы.

8.      Повысить имидж школы за счет увеличения количества участий учеников школы в разного уровня олимпиадах, конкурсах, смотрах и конференциях. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Catrin (08.01.2012)
Просмотров: 3322 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мой мир – реальный и виртуальный
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54