Инновационный проект
«Создание творческой среды для выявления и развития
латентных талантов в школе» Актуальность проекта
Выявление, поддержка, развитие и
социализация одаренных и талантливых детей становится одной из приоритетных
задач современного образования, поскольку от её решения в итоге зависит
интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Об
актуальности создания творческой среды для выявления и развития латентных
талантов в школе свидетельствует государственная политика в сфере образования,
а именно: национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»;
подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети
России» на 2007-2010 годы; Концепция одаренности, разработанная по заказу
Правительства РФ от 2003 г.
Тематика данного проекта будет проходить в
унисон программе развития школы «Развитие социальной компетентности школьника
как условие повышения качества образования».
Образовательная практика указывает
на проблему раннего выявления латентного творчества, обеспечения грамотной
психолого-педагогической и информационно-методической
поддержки его гармоничного развития в процессе обучения в школе.
Особо это касается ситуации в
нашем образовательном учреждении, поскольку в окружении школы находятся лицеи и
гимназии, в которые переходят наиболее успешные и творческие ученики. И встала
острая потребность в создании необходимой обстановки для поддержки и развития потенциала
творческих учеников в условиях общеобразовательной школы.
Особенность территориального
расположения школы обуславливает весьма большой контингент учеников из стран
ближнего зарубежья (18% от общего числа обучающихся). По адекватным причинам
эти ученики весьма редко проявляют творческие способности в рамках
традиционного образовательного процесса, но ярко проявляются во внеклассных
мероприятиях разнообразной направленности. Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить
работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию творческих детей при
одновременном сохранении уровня универсального образования. Создание условий, обеспечивающих выявление и
развитие творческих потенциалов детей и
реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных
задач современного общества.
Новизна проекта представляется нам в создании среды для выявления потенциальной
одаренности учеников вне зависимости от их школьной успеваемости, национальной
принадлежности и социальной активности. Данный проект по основным моментам
соответствует образовательным стандартам
второго поколения, поскольку в планах его реализации заложен личностно-
деятельностный подход, создание модели образовательной среды школы при плотном
взаимодействии с системой дополнительного образования и акцентом на аутентичную
систему оценивания результатов разнообразной деятельности ребенка через технологию
«Портфолио».
Среди
многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в
качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации скрытых творческих
потенциалов личности.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка,
который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких
достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои
возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин
(трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем
саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Латентное творчество зачастую проявляется в
атипичной, замаскированной форме, она редко замечается окружающими в обычном
образовательном процессе. В результате возрастает опасность ошибочных
заключений об отсутствии какой-либо проявления творчества такого ребенка. Его
могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки,
хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети»
добиваются высочайших результатов.
Причины, порождающие феномен
скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой
формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в
ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые
формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления.
В случаях скрытой одаренности,
не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание
личностных особенностей одаренного, творческого ребенка особенно важно. Его
личность несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Выявление детей
со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному
психодиагностическому обследованию больших групп школьников. Идентификация
детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на
использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка,
включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с
одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении
его в инновационные формы обучения и т. д.
Все виды индивидуальных образовательных программ и
разнообразных мероприятий в школе будут разработаны с учетом различных видов
детской одаренности:
·
интеллектуальная
или умственная одаренность;
· психомоторная
одаренность (спорт, хореография и т. п.);
· практическая
одаренность (шитье, вязание и др.);
·
художественная
одаренность;
· социальная
одаренность (организаторские способности).
Таким образом, мы сможем создать оптимальные
средовые условия в школе, практически исключающие возможность «потери» скрытых
задатков и способностей каждого отдельного ребенка.
Под образовательной средой, способствующей
становлению и развитию латентного творчества, мы понимаем комплекс
институциональных, нормативных, функциональных, коммуникативных,
ценностно-ориентировочных условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Технология
реализации проекта:
1. Выявление потенциальной одаренности детей;
1. Знакомство учителей с
научными данными о психологических особенностях и методических приемах,
эффективных при работе с одаренными детьми, через:
– проведение педагогических
советов с приглашением специалистов;
– обучение на курсах повышения
квалификации;
– подбор и накопление в
библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический
обзор новых поступлений;
– научно-методическую работу по
данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
2. Проведение целенаправленных
наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления
детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных
областях деятельности, путем:
– обсуждения критериев,
позволяющих судить о наличии одаренности;
– знакомства с приемами
целенаправленного педагогического наблюдения;
– выявления, мнения родителей о
склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях
личностного развития их ребенка;
– периодического сбора сведений
среди учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, и классных руководителей о наличии потенциально
одаренных учеников в их классах.
3. Подбор материалов и
проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие латентного
творчества, в единстве с такими видами деятельности, как:
– знакомство с имеющимся
практическим опытом работы по данному направлению;
– лонгитюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между
результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
– проведение различных
внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя
группами педагогов:
1) учителями, вводящими
учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной
включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету,
закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику
исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
2) наставниками, которые:
– выполняют функции научного
руководителя или куратора по интересующему направлению деятельности, выводящего
ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой или
деятельностью, избранной самим учеником;
– координируют индивидуальную
работу всех лиц, заинтересованных в судьбе потенциально одаренного учащегося;
– обеспечивают необходимое потенциально
одаренному ребенку общение;
– осуществляют связь с
родителями одаренного учащегося.
Наставниками могут стать
учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.
Учащийся свободен в выборе
наставника или в отказе от работы с наставником.
2. Создание условий, способствующих их оптимальному
развитию.
1. Отбор среди различных систем
обучения и воспитания тех методов, форм и приемов, которые способствуют
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение
этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
– соотнесение количества
предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать,
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
– минимизация времени сообщения
информации или показа конкретных способов выполнения учебных и практических заданий,
но предоставление большей возможности
обсуждения вопросов (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так
называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу,
решению, оценке);
– не стремиться реагировать на
каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы,
а лишь показывая, что принимаете их (Такое поведение способствует тому, что
ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами
комментируют идеи и мнения одноклассников; тем самым они оказываются в меньшей
зависимости от учителя).
2. Предоставление возможности
совершенствовать способности в совместной деятельности с консультантом –
специалистом в определенной области, поскольку он:
– обеспечивает высокий уровень
консультирования по избранному учащимся направлению;
– поощряет проявление
самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов
достижения цели;
– создает условия для
конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и
личностных особенностей учащегося;
– способствует пробуждению
желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо
области.
3. Разработка гибких
индивидуальных программ обучения учащихся, чья скрытая одаренность в
определенных областях уже выявлена, с учетом того что:
– целью индивидуальной программы
обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального
развития одаренности и одновременно для ликвидации возможного дисбаланса в
личностном развитии;
– предложение о создании таких
программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем,
наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами,
заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
– инициативу разработки
программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель,
учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и
привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе
одаренного учащегося.
4. Проявление уважения к
индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
а) понимание особенностей
развития одаренного учащегося;
б) составление программы
личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного
отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения
взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа
составляется психологом);
в) создание ситуации
продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками,
способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и
социальной сфер;
г) стремление избежать в работе
с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал,
подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное
принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время
борьбы со «звездностью»;
д) освобождение от целого ряда
ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что одаренный в одной области
учащийся одарен и креативен во всем.
В
контексте работы над Программой развития показателями выполнения данного
проекта станет наличие у выпускников следующих качеств личности:
-наличие
новой, значительной, общественно полезной достойной цели;
-высокая
работоспособность при выполнении намеченных планов;
- способность к гибкой смене
социальной роли;
- готовность к изменениям и способность
воздействовать на процесс изменений в межличностных отношениях;
-
стремление и умение вызывать интерес к своей деятельности;
- склонность к
соответствию своего профессионального и общественного статуса
индивидуально-личностным качествам. Перспективы
развития системы работы с потенциально одаренными детьми
1.
Создание
специальной службы сопровождения работы с
потенциально одаренными обучающимися.
2.
Развитие
сотрудничества с центром научно-методического сопровождения федеральных,
региональных проектов и программ ИПКРО, с кафедрой одаренности ВСГАО;
привлечение в школу студентов, ведущих научно-исследовательскую работу в раках
курсовых и дипломных работ по проблеме творчества и одаренности.
3. Поведение
открытого постоянно действующего виртуального школьного форума «Творчество –
это жизнь».
4.
Участие всех
желающих школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях разного уровня.
5.
Системных
подход в формировании индивидуальных папок достижений обучающихся «Портфолио».
Ожидаемые
результаты деятельности школы по созданию организационных и
психолого-педагогических условий для выявления и адресного сопровождения
одаренных обучающихся школы
Реализация проекта позволит:
1. Усовершенствовать
существующую в школе систему работы с потенциально одаренными обучающимися.
2. Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с творческими
обучающимися.
3. Сформировать банк технологии и программ для выявления и развития
одаренных детей.
4.
Внедрить
в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения
и воспитания.
5. Создать
систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов
деятельности педагогов.
6. Удовлетворить
спрос родителей и обучающихся на
образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников.
7. Увеличить
перечень разнообразных достижений учащихся школы.
8.
Повысить имидж
школы за счет увеличения количества участий учеников школы в разного уровня
олимпиадах, конкурсах, смотрах и конференциях.
|