Программа развития НМР
Программа развития научно-методической службы МОУ СОШ № 9
Паспорт программы развития научно-методической службы Основания для разработки программы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.; «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на 2005-2025 гг.»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Заказчик программы: Научно-методический совет школы Автор программы: Чикунова Екатерина Сергеевна - заместитель директора по НМР МОУ СОШ № 9 г.Иркутска Ключевые проблемы: • Внедрение ФГОС; • Недостаточный уровень педагогической компетентности для внедрения ФГОС; • Недостаточная активность педагогических работников школы; • Многие педагоги способом повышения квалификации считают только курсы повышения квалификации, игнорируя самообразование; • Недостаточный уровень подготовки обучающихся к интеллектуальным состязаниям; • Низкий уровень финансовой поддержки развития школы
Цель программы: Обеспечение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной инициативы «Наша новая школа» Основные задачи программы: • Изменить содержание образования на основе компетентностного и практико-ориентированного подхода • Разнообразить формы обучения, внедрить эффективные образовательные технологии в образовательный процесс • Разработать и внедрить эффективную модель внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы. • Создать модель целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития. Основные исполнители: Педагогический коллектив МОУ СОШ № 9 и субъекты образовательного процесса, включая социальных партнеров Источники финансирования: Бюджетные и внебюджетные средства (платные образовательные услуги, спонсорская помощь, гранты, полученные от участия школы в различных проектах, реализация издательской продукции) Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на 2010– 2015 г.г. I этап - 2010– 2011 г.г. - подготовительный, аналитический II этап – 2011-2012 уч.г. - организационный III этап – 2012 – 2014 г.г. - внедренческий IV этап – 2014 – 2015 г.г. – обобщающий Система организации контроля над исполнением программы: Контроль над исполнением Программы осуществляет администрация и научно-методический совет МОУСОШ № 9 в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством, локальными актами школы. По итогам каждого года реализации Программы оформляется аналитический отчет об итогах выполнения Программы и результатах развития. Ожидаемые результаты программы: 1. Качественные изменения в профессиональной компетенции педагогов. 2. Обновление содержания образования через использование эффективных педагогических технологий. 3. Эффективно действующая система внутришкольного повышения квалификации руководителей и педагогов школы 4. Более эффективные результаты обучения учащихся. 5. Обновление материально – технической и методической базы школы и приобретение оборудования для осуществления учебного процесса, соответствующего современным требованиям, обеспечивающим качество организации и ведения учебно - воспитательного процесса в условиях ФГОС. Перспектива распространения программы: Данная программа универсальна, поэтому может быть эффективной для внедрения в любом образовательном учреждении; технологична, легко переносится в нужную образовательную среду.
Пояснительная записка
Программа развития научно-методической службы МОУ средней общеобразовательной школы № 9 г. Иркутска разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт), с учетом Программы развития школы, Основной образовательной программы школы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Актуальность. В соответствии с Национальной образовательной стратегией (2020) - инициативой "Наша новая школа" главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Поэтому кардинально меняются требования к учителю. В первую очередь, требуется смена типа педагогического мышления: от репродуктивного - к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога. Закладывается модель нового учителя: учитель - исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Позиция учителя – профессионала демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия. Позиция воспитателя - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки ценностей; «со – участник», «третейский судья». Позиция педагогической поддержки - оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но, помогая ее преодолевать. Поэтому остро встает необходимость обновления научно-методического сопровождения образовательного процесса. Школа № 9 работает в режиме развития. Миссия школы заключается в модификации образовательной среды, направленной на становление социальной компетентности личности школьника, определяющей готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций, эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию в обществе в условиях нового качества образования. Цель работы школы: Формирование социальной компетентности школьников как условие нового качества образования. Стратегическое направление образовательной программы школы - формирование компетентной личности выпускника, готового к успешной социализации в обществе. В связи с указанными выше стратегическими направлениями целью работы научно-методической службы является «Обеспечение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной инициативы «Наша новая школа». Миссия научно-методической службы: модификация методического сопровождения образовательного процесса школы на уровне, отвечающем актуальным потребностям образовательной системы школы и города, обеспечивающем рост профессиональной компетентности педагогических кадров. Научно-методическая служба школы - часть педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчинённых единым целям воспитания, образования обучающихся в условиях реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 гг. на основании Закона «Об образовании» Российской Федерации. Научно-методическая служба МОУ СОШ № 9 принимает за основу организации деятельности программно-целевую идеологию развития, в основу которой положены следующие факторы: • социальный заказ на творческую личность учителя нового типа; • личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности; • инновационная деятельность в образовании для осуществления личностно-деятельностного подхода. Разработка программы научно-методической службы осуществлена с привлечением Педагогического совета школы и социальных партнеров, что обеспечило открытый общественный характер управления методической работы школы. Данная программа определяет содержание и организацию научно- методической деятельности педагогического коллектива, обеспечивающей развитие профессиональной и общекультурной компетентности учителя, создание оптимальной среды для самореализации, обеспечивающей социально-профессиональную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа формируется с учётом интересов и потребностей педагогического коллектива школы в условиях модернизации системы образования. В современных условиях учитель обязан быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов). Новизна. Новые требования к учителю диктуют необходимость изменения форм и методов научно-методического сопровождения образовательного процесса. Традиционная научно-методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Для решения данной проблемы необходимо переориентировать методическую работу, определить ключевые компетенции и педагогическое творчество современного учителя.
Главные задачи методической службы на период 2010-2015 г.г.: 1. Изменить содержание образования на основе компетентностного и практико-ориентированного подхода. 2. Разнообразить формы обучения, внедрить эффективные образовательные технологии в образовательный процесс. 3. Разработать и внедрить эффективную модель внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы. 4. Создать модель целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития. Решение поставленных задач обеспечивает выполнение миссии школы - модификации образовательной среды, направленной на становление социальной компетентности личности школьника, определяющей готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций, эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию в обществе в условиях нового качества образования.
Новое «Инновационное кредо» научно-методической службы школы: • изменения должны быть понятными абсолютному большинству представителей школьного сообщества и поддерживаться (по крайней мере) 50% из них; • они призваны открывать новые возможности для каждого ученика и педагога; • инновациями нужно воодушевлять, а не угнетать; • предлагаемая «планка» программы должна немного превышать уровень наличных профессиональных возможностей и амбиций коллектива. Данная программа научно-методической службы – это не методические «инъекции», а организация массового сотворчества педагогических кадров ради улучшения качества жизни в школе и вокруг нее.
Основные принципы, определяющие логику программы развития научно-методической работы: 1. Принцип дифференциации в подходах к повышению квалификации и научно-методического сопровождения. 2. Принцип непрерывности в методическом сопровождении, обучении и профессиональном совершенствовании. 3. Принцип адресности в оказании помощи и обобщении опыта.
Новые функции научно-методической службы школы: маркетинговая – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей района, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей школы; мотивационно-целевая – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности в области профессиональной педагогической компетентности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей; адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с учащимися посредством эффективных образовательных технологий; инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий; регулятивно-коррекционная – анализ, установление логико-корреляционных связей между подсистемами управления школы в научно-методическом направлении. Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов будет достигаться путем тесной интеграции в работе научно-методической службы с ее подразделениями (научно-методическим советом, предметными методическими объединениями, инновационными творческими объединениями, проблемными творческими микрогруппами, Координационным советом по реализации эксперимента) и тесным сотрудничеством с другими школьными службами (учебной, воспитательной, социально- психологической и медицинской), а также с родителями и социальными партнерами школы.
Приоритетные задачи научно-методической службы школы: - создать условия, обеспечивающие субъектную позицию каждого педагогического работника в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития; - оптимизировать систему информационного обеспечения деятельности научно-методической службы и других структурных подразделений школы; - создать мотивационные условия участия педагогических кадров в реализации новой модели научно-методической работы в контексте реализации стандартов второго поколения; - выявить, изучить и распространить опыт в организации научно-методической поддержки образовательного процесса на уровне других образовательных учреждений; - провести обновление и корректировку содержания внутришкольных мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с целью стратегии образования; - разработать систему мониторинга эффективности деятельности научно-методической службы колледжа.
Основные направления деятельности научно-методической службы К основным направлениям деятельности Научно-методической службы относятся: 1. Аналитическая деятельность: - мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; - создание базы данных о педагогических работниках школы; - изучение и анализ состояния и результатов научно-методической работы, определение направлений ее совершенствования; - выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе; - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы; - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. 2. Информационная деятельность: - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); - ознакомление педагогических кадров с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; - ознакомление педагогических кадров с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов; - информирование о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, рекомендациях, нормативных, локальных актах; - создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности. 3. Организационно-методическая деятельность: - изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; - прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, оказание им информационно-методической помощи; - организация работы предметных методических объединений и инновационных творческих объединений; - участие в разработке содержания компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; - участие в разработке программы развития и комплексно-целевых программ; - организация методического сопровождения профильного обучения; - методическое сопровождение подготовки педагогических кадров к проведению единого государственного экзамена; - подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства школы; - организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; - взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования. 4. Консультационная деятельность: - организация консультационной работы для педагогических кадров школы; - популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований; - консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Современные направления деятельности научно-методической службы: 1. В области информатизации системы образования: - мониторинг состояния, результатов и перспектив развития школы, кадров; - формирование массива информации об основных направлениях развития образования школы, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса, об информационных потребностях педагогических кадров, об инновационном педагогическом опыте; - создание системы дифференцированных сервисных услуг методической службы; - организация сетевого информационно-коммуникативного обслуживания школы с использованием локальной сети; - анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями; - анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения школы в области информационно-коммуникативных технологий; - участие в обеспечении курсовой системы подготовки педагогических кадров по проблемам информатизации системы образования; - организация и проведение всеобуча по информационным технологиям. 2.В сфере научно-методического обеспечения развития образования: - мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы школы; - информирование педагогов об инновационных процессах в образовательной системе города, региона; - научно-методическое сопровождение инновационных процессов в школе; - организация функционирования школы как экспериментальной (ресурсной) площадки; - осуществление научно-методической поддержки педагогов, ведущих экспериментальную работу; - организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов; - организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования; - проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в школе. В свете реализации данной Программы мы предполагаем внедрить в работу методической службы новые подходы в организации повышения квалификации педагогических работников: • использование сервисного подхода к организации образовательного процесса (наработанных методических дайджестов мониторингового, консалтингового, предметно-методического библиотечно-методического, маркетингового, экспертного и рекламного сервисов); • повышение квалификации в составе школьных команд – инновационных творческих объединений, в состав которых входят учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, представители администрации (элемент кластерного обогащающего повышения квалификации); • использование дистанционных форм повышения квалификации, интернет-форумов, видео-конференций, видео-лекций, электронных учебников и методических пособий (мультимедиа-образование); • подготовка учителей - тьюторов из числа педагогов школы для повышения квалификации на базе образовательного учреждения.
Формы научно-методической работы Формы научно-методической работы должны быть разнообразны и соответствовать содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей. Считаем рациональным объединить их в шесть блоков в соответствии с направлениями работы:
Поисковая работа и научные исследования педагогов - Участие в работе экспериментальных площадок, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований. Руководство поисковой работой обучающихся - Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам Разработка методической документации - Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка методических материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.), методик диагностики учащихся Подготовка учебных аудио- и видеозаписей - Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий Повышение квалификации учителей - Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства "Учитель года”, "Самый "классный” классный руководитель” и т.д. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта - Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте
Перспективный план методической службы на период 2010 - 2015 года 1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (2010-2011 уч.г.) Содержание деятельности: 1) Выявление методических потребностей педагогического коллектива 2)Разработка и написание программы развития научно-методической службы школы 3) Подготовка условий реализации программы развития научно-методической службы школы. Результат: Концептуальное обоснование и создание программы развития научно-методической службы школы. 2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2011-2012 гг.) Содержание деятельности: 1). Разработка модели внедрения компетентностного и практико-ориентированнго подхода в организацию образовательного процесса в школе 2) Разработка содержания и форм профессионально-личностного становления педагогов. Овладение методом педагогической рефлексии. 3) Создание условий для совершенствования педагогической компетентности. Результат: Создание банка научно-методического и научно-исследовательского обеспечения образовательного процесса в новых условиях. 3 ЭТАП - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ (2012-2014 гг.) Содержание деятельности: 1) Внедрение модели компетентностного и практико-ориентированнго подхода организации образовательного процесса в школе 2) Коррекция и апробация программы развития научно-методической службы школы. 3) Проверка проекта реализации через комплекс форм научно-методической и научно-исследовательской деятельности Создание банка научно-методического и научно-исследовательского обеспечения образовательного процесса в школе. Результат: Создание и распространение методической продукции Участие научно-методической службы в муниципальных конкурсах 3 ЭТАП - ОБОБЩАЮЩИЙ (2014-2015 уч.г.) Содержание деятельности: 1) Анализ полученных результатов. 2) Обработка собранной информации. 3) Описание и распространение опыта работы научно-методической службы. Результат: Представление результатов работы на семинарах и конференциях. Участие научно-методической службы в муниципальных конкурсах Создание и распространение методической продукции
Научно-методические темы по годам:
2010-2011 - «Активизация освоения и внедрения исследовательских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса в школе» 2011-2012 - «Способы организации образовательного процесса с точки зрения требований государственных образовательных стандартов второго поколения» 2012 - 2013 - «Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества образования» 2013 - 2014 - «Формирование педагогического творчества учителя как необходимое условие дальнейшего развития школьного образования» 2014 - 2015 - "Мониторинг эффективности научно-методической деятельности как компонент системы оценки качества образования в школе"
Деятельность научно-методической службы, обеспечивающая эффективность выполнения данной программы развития: • обеспечение педагогических кадров информацией об основных направлениях развития образования; • диагностика и анализ информационно-методического сопровождения, методической и воспитательной работы и подготовка предложений по её совершенствованию; • прогнозирование и планирование повышения квалификации, а также оказание организационно-методической помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности; • организация и проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства, организация инновационной и экспериментальной деятельности; • выявление, изучение, оценка результативности педагогического опыта; • обобщение и распространение результативного педагогического опыта на разных уровнях; • участие в разработке и реализации приоритетных направлений развития школьного образования в соответствии с программой развития; • оказание помощи в оснащении образовательного процесса программно-методическими продуктами, экспертирование и рецензирование методических материалов; • создание банка педагогической и научно-методической информации с использованием новых информационных технологий; • обновление работы «школы молодого учителя» с ориентиром на индивидуально-дифференцированное сопровождение – наставничество; • организация работ по оказанию помощи и поддержки учителям, руководителям МО и ИТО в проведении опытной, научно-экспериментальной работы.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ • Оптимальный уровень профессиональных компетенций 80% педагогических кадров школы в соответствии с требованиями ФГОС; • Включенность 80% педагогических кадров школы в активную профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность; • Обновление содержания образования через использование эффективных педагогических технологий, соответствующих содержанию ФГОС; • Эффективно действующая система внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы; • Позитивная динамика результатов обучения и воспитания школьников (в сравнении с предыдущими годами); • Продуктивность сотрудничества с коллегами, учащимися и их родителями; • . Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации. • Соответствие материально – технических и методических ресурсов школы новым требованиям ФГОС.
Стимулы профессионального развития учителей: Предполагаемые стимулы, которые могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.
Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности: Открытие собственного мастер-класса для учителей школы и пед.общественности;Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс; Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в городе и области. Мотив личного развития, приобретения новой информации: Направление на стажировку, курсы; Предоставление времени на методическую работу (работа на дому); Творческий отпуск в каникулярное время. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом; Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати; Привлечение к руководству методическими подразделениями школы; Получение права на
|