Понедельник, 06.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Заместитель директора по НМР

Программа развития НМР

Программа развития 
научно-методической службы  МОУ СОШ № 9

Паспорт программы развития научно-методической службы
  Основания для разработки программы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.; «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на 2005-2025 гг.»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Заказчик программы: Научно-методический совет школы
Автор программы: Чикунова Екатерина Сергеевна  - заместитель директора по НМР МОУ СОШ № 9 г.Иркутска
Ключевые проблемы:
Внедрение ФГОС;
Недостаточный уровень педагогической компетентности для внедрения ФГОС;
Недостаточная активность  педагогических работников школы;
Многие педагоги способом повышения квалификации считают только курсы повышения квалификации,  игнорируя самообразование;
Недостаточный уровень подготовки обучающихся к интеллектуальным состязаниям;
Низкий уровень финансовой поддержки развития школы
Цель программы: Обеспечение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной инициативы «Наша новая школа»
Основные задачи программы:
Изменить содержание образования на основе компетентностного и  практико-ориентированного  подхода
Разнообразить формы обучения, внедрить эффективные образовательные технологии в образовательный процесс
      Разработать и внедрить эффективную модель внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы.
Создать модель целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития.
Основные исполнители: Педагогический коллектив МОУ СОШ № 9 и субъекты образовательного процесса, включая социальных партнеров
Источники финансирования: Бюджетные и внебюджетные средства (платные образовательные услуги, спонсорская помощь, гранты, полученные от участия школы в различных проектах, реализация  издательской продукции)
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2010– 2015 г.г.
 I этап   - 2010– 2011 г.г. - подготовительный, аналитический
II этап – 2011-2012 уч.г. - организационный
III этап – 2012 – 2014 г.г. - внедренческий
 IV этап – 2014 – 2015 г.г. – обобщающий
Система организации контроля над исполнением программы:
Контроль над исполнением Программы осуществляет администрация и научно-методический совет МОУСОШ № 9 в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством, локальными актами школы.
По итогам каждого года реализации Программы оформляется аналитический отчет об итогах выполнения Программы и результатах развития.
Ожидаемые результаты программы:
1. Качественные изменения в профессиональной компетенции педагогов.
2. Обновление содержания образования через использование эффективных педагогических технологий.
3.   Эффективно действующая система внутришкольного повышения квалификации руководителей и педагогов школы
4.    Более эффективные результаты обучения учащихся.
5.    Обновление материально – технической и методической базы школы и приобретение оборудования для осуществления учебного процесса, соответствующего современным требованиям, обеспечивающим качество организации и ведения учебно -  воспитательного процесса в условиях ФГОС.
Перспектива распространения программы: Данная программа универсальна, поэтому  может быть эффективной для внедрения в любом образовательном учреждении; технологична, легко переносится в нужную образовательную среду.

Пояснительная записка

        Программа развития научно-методической службы МОУ средней общеобразовательной школы № 9 г. Иркутска разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт), с учетом Программы развития школы, Основной образовательной программы школы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
         Актуальность. 
         В соответствии с Национальной образовательной стратегией (2020) - инициативой "Наша новая школа" главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Поэтому кардинально меняются требования к учителю. В первую очередь, требуется смена типа педагогического мышления: от репродуктивного - к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога. 
Закладывается модель нового учителя: учитель - исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Позиция учителя – профессионала  демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия.
Позиция воспитателя - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки ценностей; «со – участник», «третейский судья».
Позиция педагогической поддержки - оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но, помогая ее преодолевать.
Поэтому остро встает необходимость обновления научно-методического сопровождения образовательного процесса. 
          Школа № 9 работает в режиме развития. Миссия школы  заключается в модификации образовательной среды, направленной на становление  социальной компетентности личности школьника, определяющей готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций,  эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию  в обществе в условиях нового качества образования.
         Цель работы школы:  Формирование социальной компетентности школьников как условие нового качества образования.
         Стратегическое направление образовательной программы школы - формирование компетентной личности выпускника, готового к успешной социализации в обществе. 
В связи с указанными выше стратегическими направлениями целью работы научно-методической службы является  «Обеспечение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной инициативы «Наша новая школа».
         Миссия научно-методической службы: модификация методического сопровождения образовательного процесса школы на уровне, отвечающем актуальным потребностям образовательной системы школы и города, обеспечивающем рост профессиональной компетентности педагогических кадров. 
        Научно-методическая служба школы - часть педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчинённых единым целям воспитания, образования обучающихся в условиях реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 гг. на основании Закона «Об образовании» Российской Федерации.
       Научно-методическая служба МОУ СОШ № 9 принимает за основу организации деятельности программно-целевую идеологию развития, в основу которой положены следующие факторы:
социальный заказ на творческую личность учителя нового типа;
личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности;
инновационная деятельность в образовании для осуществления личностно-деятельностного подхода. 
        Разработка программы научно-методической службы осуществлена с привлечением Педагогического совета школы и социальных партнеров, что обеспечило открытый общественный характер управления методической работы школы. 
Данная программа определяет содержание и организацию научно- методической деятельности педагогического коллектива, обеспечивающей развитие профессиональной и общекультурной компетентности учителя, создание оптимальной среды для самореализации, обеспечивающей социально-профессиональную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. 
Программа формируется с учётом интересов и потребностей педагогического коллектива школы в условиях модернизации системы образования.  В современных условиях учитель обязан быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов).
          Новизна
        Новые требования к учителю диктуют необходимость изменения форм и методов научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Традиционная научно-методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Для решения данной проблемы необходимо переориентировать методическую работу, определить ключевые компетенции и педагогическое творчество современного учителя. 

        Главные задачи методической службы на период 2010-2015 г.г.: 
1. Изменить содержание образования на основе компетентностного и  практико-ориентированного  подхода.
2. Разнообразить формы обучения, внедрить эффективные образовательные технологии в образовательный процесс.
3. Разработать и внедрить эффективную модель внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы.
4. Создать модель целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития.
Решение поставленных задач обеспечивает выполнение миссии школы -  модификации образовательной среды, направленной на становление  социальной компетентности личности школьника, определяющей готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций,  эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию  в обществе в условиях нового качества образования.

       Новое «Инновационное кредо» научно-методической службы школы:
изменения должны быть понятными абсолютному большинству представителей школьного сообщества и поддерживаться (по крайней мере) 50% из них;
они призваны открывать новые возможности для каждого ученика и педагога;
инновациями нужно воодушевлять, а не угнетать;
предлагаемая «планка» программы должна немного превышать уровень наличных профессиональных возможностей и амбиций коллектива.
Данная программа научно-методической службы – это не методические «инъекции», а организация массового сотворчества педагогических кадров ради улучшения качества жизни в школе и вокруг нее.

        Основные принципы, определяющие логику программы развития научно-методической работы:
1. Принцип дифференциации в подходах к повышению квалификации и научно-методического сопровождения.
2. Принцип непрерывности в методическом сопровождении, обучении и профессиональном совершенствовании.
3. Принцип адресности в оказании помощи и обобщении опыта.

        Новые функции научно-методической службы школы:
         маркетинговая – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей района, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей школы;
         мотивационно-целевая – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности в области профессиональной педагогической компетентности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;
         адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с учащимися посредством эффективных образовательных технологий;
          инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
          регулятивно-коррекционная – анализ, установление логико-корреляционных связей между подсистемами управления школы в научно-методическом направлении. 
Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов будет достигаться путем тесной интеграции в работе научно-методической службы с ее подразделениями (научно-методическим советом, предметными методическими объединениями, инновационными творческими объединениями, проблемными творческими микрогруппами, Координационным советом по реализации эксперимента) и тесным сотрудничеством с другими школьными службами (учебной, воспитательной, социально- психологической и медицинской), а также с родителями и социальными партнерами школы. 

        Приоритетные задачи научно-методической службы школы:
- создать условия, обеспечивающие субъектную позицию каждого педагогического работника в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;
- оптимизировать систему информационного обеспечения деятельности научно-методической службы и других структурных подразделений школы;
- создать мотивационные условия участия педагогических кадров в реализации новой модели научно-методической работы в контексте реализации стандартов второго поколения;
- выявить, изучить и распространить опыт в организации научно-методической поддержки образовательного процесса на уровне других образовательных учреждений;
- провести обновление и корректировку содержания внутришкольных мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с целью стратегии образования;
- разработать систему мониторинга эффективности деятельности научно-методической службы колледжа.

       Основные направления деятельности научно-методической службы
        К основным направлениям деятельности Научно-методической службы относятся:
1. Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;
- создание базы данных о педагогических работниках школы;
- изучение и анализ состояния и результатов научно-методической работы, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2. Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических кадров с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических кадров с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
3. Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение  и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, оказание им информационно-методической помощи;
- организация работы предметных методических объединений и инновационных творческих объединений;
- участие в разработке содержания компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся;
- участие в разработке программы развития и комплексно-целевых программ;
- организация методического сопровождения профильного обучения;
- методическое сопровождение подготовки педагогических кадров к проведению единого государственного экзамена;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства школы;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
4. Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических кадров школы;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

        Современные направления деятельности научно-методической службы:
 1. В области информатизации системы образования:
- мониторинг состояния, результатов и перспектив развития школы, кадров;
- формирование массива информации об основных направлениях развития образования школы, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса, об информационных  потребностях педагогических кадров, об инновационном педагогическом опыте;
- создание системы дифференцированных сервисных услуг методической службы;
- организация сетевого информационно-коммуникативного обслуживания школы с использованием локальной сети;
- анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
- анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения школы в области информационно-коммуникативных технологий;
- участие в обеспечении курсовой системы подготовки педагогических кадров по проблемам информатизации системы образования;
- организация и проведение всеобуча по информационным технологиям.
2.В сфере научно-методического обеспечения развития   образования:
- мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы школы;
- информирование педагогов об инновационных процессах в образовательной системе города, региона;
- научно-методическое сопровождение инновационных процессов в школе; 
- организация функционирования школы как экспериментальной (ресурсной)  площадки;
- осуществление научно-методической поддержки педагогов, ведущих экспериментальную работу;
- организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов;
- организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования;
- проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
        В свете реализации данной Программы мы предполагаем внедрить в работу методической службы новые подходы в организации повышения квалификации педагогических работников:
использование сервисного подхода к организации образовательного процесса (наработанных методических дайджестов мониторингового, консалтингового, предметно-методического библиотечно-методического, маркетингового, экспертного и рекламного сервисов);
повышение квалификации в составе школьных команд – инновационных творческих объединений, в состав которых входят учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги  дополнительного образования, представители администрации (элемент кластерного обогащающего повышения квалификации);
использование дистанционных форм повышения квалификации, интернет-форумов, видео-конференций, видео-лекций, электронных учебников и методических пособий (мультимедиа-образование);
подготовка учителей - тьюторов из числа педагогов школы для повышения квалификации на базе образовательного учреждения.

        Формы научно-методической работы
        Формы научно-методической работы должны быть разнообразны и соответствовать содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам учителей. 
Считаем рациональным объединить их в шесть блоков в соответствии с направлениями работы:

Поисковая работа и научные исследования педагогов - Участие в работе экспериментальных площадок, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований.
Руководство поисковой работой обучающихся - Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам
Разработка методической документации - Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка методических материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.), методик диагностики учащихся
Подготовка учебных аудио- и видеозаписей - Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий
Повышение квалификации учителей - Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства "Учитель года”, "Самый "классный” классный руководитель” и т.д.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта - Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте

Перспективный план  методической службы
на период  2010 - 2015 года
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   (2010-2011 уч.г.)
Содержание деятельности:
1) Выявление методических потребностей педагогического коллектива
2)Разработка и написание программы развития научно-методической службы школы
3) Подготовка условий реализации программы развития научно-методической службы школы.
Результат:
Концептуальное обоснование и создание программы развития научно-методической службы школы.
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   (2011-2012 гг.)
Содержание деятельности:
1). Разработка модели внедрения компетентностного и практико-ориентированнго подхода в организацию образовательного процесса в школе
2) Разработка содержания и форм профессионально-личностного становления педагогов. Овладение методом педагогической рефлексии.
 3) Создание условий для совершенствования педагогической компетентности.
Результат:
Создание банка научно-методического и научно-исследовательского обеспечения образовательного процесса в новых условиях.
3 ЭТАП -  ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ   (2012-2014 гг.)
Содержание деятельности:
1) Внедрение модели компетентностного и практико-ориентированнго подхода организации образовательного процесса в школе
2) Коррекция и апробация программы развития научно-методической службы школы. 
3) Проверка проекта реализации через комплекс форм научно-методической и научно-исследовательской деятельности Создание банка научно-методического и научно-исследовательского обеспечения образовательного процесса в школе.
Результат:
Создание и распространение методической продукции
Участие научно-методической службы в муниципальных конкурсах
3 ЭТАП -  ОБОБЩАЮЩИЙ    (2014-2015 уч.г.)
Содержание деятельности:
1) Анализ полученных результатов. 
2) Обработка собранной информации.
3) Описание и распространение опыта работы научно-методической службы.
Результат:
Представление результатов работы на семинарах и конференциях. 
Участие научно-методической службы в муниципальных конкурсах
Создание и распространение методической продукции

Научно-методические темы по годам:

2010-2011  - «Активизация освоения и внедрения исследовательских методов обучения как средство модернизации образовательного процесса в школе»
2011-2012  - «Способы организации образовательного процесса с точки зрения требований государственных образовательных стандартов второго поколения»
2012 - 2013 - «Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества образования»
2013 - 2014 - «Формирование педагогического творчества учителя как необходимое условие дальнейшего развития школьного образования»
2014 - 2015 - "Мониторинг эффективности научно-методической деятельности  как компонент системы оценки качества образования в школе"

Деятельность научно-методической службы, обеспечивающая эффективность выполнения данной программы развития:
обеспечение педагогических кадров информацией об основных  направлениях развития образования;   
диагностика и анализ информационно-методического сопровождения, методической и воспитательной работы и подготовка предложений по  её совершенствованию;
прогнозирование и планирование повышения квалификации, а также оказание организационно-методической помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности;
организация и проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства, организация инновационной и экспериментальной деятельности;
выявление, изучение, оценка результативности педагогического опыта;
обобщение и распространение результативного педагогического опыта на разных уровнях;
участие в разработке и реализации приоритетных направлений развития школьного  образования в соответствии с программой развития;
оказание помощи в оснащении образовательного процесса программно-методическими продуктами, экспертирование и рецензирование методических материалов;
создание банка педагогической и научно-методической информации с использованием новых информационных технологий;
обновление работы «школы молодого учителя» с ориентиром на индивидуально-дифференцированное сопровождение – наставничество;
организация работ по оказанию помощи и поддержки учителям, руководителям МО и ИТО в проведении опытной, научно-экспериментальной работы.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ
Оптимальный уровень профессиональных компетенций 80% педагогических кадров школы в соответствии с требованиями ФГОС;
Включенность 80% педагогических кадров школы в активную профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность;
Обновление содержания образования через использование эффективных педагогических технологий, соответствующих содержанию ФГОС;
Эффективно действующая система внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров школы;
Позитивная динамика результатов обучения и воспитания школьников (в сравнении с предыдущими годами);
Продуктивность сотрудничества с коллегами, учащимися и их родителями;
. Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.
Соответствие материально – технических и методических ресурсов школы новым требованиям ФГОС.

Стимулы профессионального развития учителей:
Предполагаемые стимулы, которые могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.

Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности:  Открытие собственного мастер-класса для учителей школы и пед.общественности;Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс; Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в городе и области.
Мотив личного развития, приобретения новой информации: Направление на стажировку, курсы; Предоставление времени на методическую работу (работа на дому); Творческий отпуск в каникулярное время.
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом; Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати; Привлечение к руководству методическими подразделениями школы; Получение права на
Мой мир – реальный и виртуальный
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54